Фатика и прагматика заголовка в спортивном дискурсе в аспекте формирования провокационного нарратива
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.23
Аннотация
Введение. В современном мире конситуативно детерминированное описание спортивных событий становится мощным инструментом формирования национальной идеологии и культуры. Исследование заголовочных комплексов в спортивных изданиях позволяет глубже понять механизмы манифестации фатической и манипулятивной функций, которые являются на сегодняшний момент доминантными для языка СМИ.
Материалы и методы. В статье на основе контаминированной классификации дискурсивной значимости спортивных инфоповодов и дискурсивно-модусного анализа с учетом фокуса адресата анализируются различные типы заголовков как базовых кодов интерпретации основного текста сообщений, их главные функции и функциональная прагматика влияния на гипотетического реципиента.
Анализ. Особое внимание уделяется сравнению спецификаторов фатической и информационной направленности как наиболее репрезентативных механизмов двунаправленных векторов, действующих в рамках повышения релевантности описываемого события и ассоциированных с ним социокультурных и идеологических феноменов. Автор утверждает, что использование приемов манипулятивного и фатико-экспликаторного характера в заголовках реализует максимальный перлокутивный эффект при условии соблюдения равновесного соотношения эпизодической сенсационности и оперативной информативности. Учет в компрессированном пространстве заголовочного комплекса аксиологических доминант признается базовым условием привлечения внимания широкого круга читателей; а использование единиц, маркирующих эксклюзивность и эпизодическую детерминированность описываемого инфоповода, наиболее эффективными приемами реализации максимального манипулятивного эффекта.
Результаты. Заголовочный комплекс представляет собой максимально сжатую регулятивно-фатическую модель целостного текста описания, включающего установки для интерпретации всего описания и задающего аксиологические векторы оценивания инфоповода. При этом сильная позиция текста, которую представляет заголовок активизирует внимание читательской аудитории посредством провокационной нарративизации, затрагивающей ассоциации с иными социально значимыми областями.
Об авторе
О. В. ЗахраРоссия
Осама Вахиб Захра - Аспирант
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Аглеева З. Р., Алефиренко Н. Ф. Фразеологическое значение: когнитивные истоки и дискурсивно-модусная сущность // Гуманитарные исследования. 2020. № 2. С. 93–98.
2. Антонов В. П., Постнов А. Г. Синтаксические особенности заголовков публикаций на спортивные темы в региональной прессе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2018. № 26. С. 8–15.
3. Бредихин С. Н. Информационно-знаниевый континуум: проблемы трансляции в педагогическом дискурсе // Иностранный язык в высшей школе в период цифровой трансформации образования: материалы региональной онлайн-конференции (Ставрополь, 28 мая 2021 г.). Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. С. 7–8.
4. Бредихин С. Н. Принципы и условия наличия и формирования смысла (смыслопорождающие механизмы) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 374.
5. Бредихин С. Н. Схемопостроение в рамках метаединиц герменевтического процесса понимания и интерпретации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 458.
6. Гаврюшина Е. А. Межъязыковое сопоставление спортивного дискурса (на материале спортивной аналитической статьи) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 2. С. 175–184.
7. Марченко Т. В., Бредихин С. Н., Лепилкина О. И. Специфика формирования ассоциативного потенциала нового прецедентного феномена и поликодовой объективации в современном британском медиадискурсе // Вестник Калмыцкого университета. 2023. № 3(59). С. 109–115.
8. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2004. 272 с.
9. Мурзина О. В. Особенности структуры заголовочного комплекса в молодежных спортивных средствах массовой информации // Филология: научные исследования. 2021. №. 8. С. 14–21.
10. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). URL: https://ruscorpora.ru/search?search=CgQyAggDMAE%3D (accessed: 19.03.2024).
11. Шмидт О. Ю. Заголовок в спортивных СМИ: значение рекламной функции // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 1. С. 241–244.
12. Dijk van T. A. Racism and discourse in Latin America. Lanham: Lexington Books, 2009. 343 p.
13. Peterlicean A., Berariu E. C. On the Discourse of Online Sports News Headlines // Acta Universitatis Sapientiae, Philologica. 2020. Vol. 12. No. 3. P. 155–171.
14. Quintero Ramírez S. The Guardian Sports Headlines from a Syntactic Perspective // ATINER’S Conference Paper Series. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/318649741_ The_Guardian_Sports_ Headlines_from_a_Syntactic_Perspective. (accessed: 11.03.2024).
15. Richardson J. E. Language and journalism. New York: Routledge, 2010. 168 p.
16. Vettehen P. H., Nuijten K. Peeters A. Explaining Effects of Sensationalism on Liking of Television News Stories. The Role of Emotional Arousal // Communication Research. 2008. Vol. 35(3). P. 319–338.
Рецензия
Для цитирования:
Захра О.В. Фатика и прагматика заголовка в спортивном дискурсе в аспекте формирования провокационного нарратива. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(3):590-595. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.23
For citation:
Zahra O.V. Phatics and pragmatics of the headline in sports discourse in forming a provocative narrative. Humanities and law research. 2024;11(3):590-595. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.23