Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Принципы динамики детской языковой картины мира

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24

Аннотация

Введение. В русле антропоцентрического подхода стремление создать модель языковой картина мира индивида становится возможной, благодаря концептам как базовым структурам накопления знаний о мире. Такого результата можно добиться путем исследования языковой картины мира ребенка, что будет способствовать более глубокому пониманию структуры языковой картины мира взрослого, а не наоборот, как казалось прежде.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов младшего школьника с использованием методов наблюдения, сравнения, обобщения анализа и синтеза, интерпретации полученных данных эмпирическим путем.

Анализ. В работах отечественных исследователей описаны фрагменты языковой картины мира людей разных профессий, говорящих на разных языках. В данной статье представлена авторская точка зрения на модель фрагмента детской языковой картины мира младшего школьника. В качестве ядра анализа отобраны предикаты психической деятельности, используемые в речи детьми, как одна из многочисленных и ведущих групп глаголов в речи в этом возрасте. Выявлены принципы динамики образа мира, отраженные в языке ребенка. Онтологический принцип – усвоение родного языка происходит через усвоения различных моделей структурных схем предложений и их вариантов. Когнитивный принцип – пропозиция – особая пакетированная структура хранения знаний, имплементированная и фиксируемая структурной схемой предложения. Коммуникативный принцип – речевые акты, выраженные структурной схемой предложения, реализуют интенции носителя языка. Таким образом, структурные схемы предложений являются означающими синтаксических концептов, а интенции и пропозиции их означаемыми. Одним словом синтаксически репрезентируемый концепт управляет содержанием структурной схемы предложения и типом речевого акта, подсвечивая его индивидуальные когнитивные признаки.

Результаты. Нами изучены связи когнитивной основы концепта с семантикой и прагматикой, причинно-следственные связи актуализации представлений о психической деятельности младшим школьником. Таким образом, принципы динамики языковой картины мира формируют исходную позицию концептуализации объективной реальности.

Об авторе

Е. В. Тарасенко
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия

Елена Валентиновна Тарасенко - кандидат филологических наук, доцент.

Д. 48, ул. Инициативная, Таганрог, 347936



Список литературы

1. Блох М. Я. Проблема картины мира в современном философском языкознании // Культура как текст: сб. науч. статей. М.: Универсум, 2006. Вып. 6. С. 3–6.

2. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. 516 c.

3. Бредихин С. Н. Ноэматическая структура смыслопорождения в философском дискурсе: автореф. дис. д-ра филол наук. Нальчик, 2014. 38 с.

4. Бредихин С. Н., Аликаев Р. С. Стратегии усмотрения и распредмечивания смысловых конструктов в аспекте по-нимания и в-живания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 2(47). С. 123–128.

5. Бредихин С. Н., Пелевина Н. А. Лингвокогнитивные механизмы актуализации и концептуализации идиокомпонентов картины мира. Ставрополь: Параграф, 2021. 172 с.

6. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.

7. Волохина Г. А., Попова З. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 196 с.

8. Пименова М. В. Коды культуры и проблема классификации концептов // Язык. Текст. Дискурс. 2007. Вып. 5. С. 79–86.

9. Фурс Л.А. Особенности когнитивной категории в синтаксисе // Когнитивные категории в синтаксисе. Иркутск: ИГЛУ, 2009. С. 21–51.

10. Фурс Л. А. Роль когнитивной доминанты в моделировании синтаксически репрезентируемого концепта // Когнитивные исследования языка. 2007. Вып. I. С. 160–166.

11. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.

12. Чесноков П. В. О двух языковых картинах мира – статической и динамической // Известия СКНЦ ВШ. Сер. Общественные науки. 1989. № 3. С. 63-69.

13. Bredikhin S. N., Serebryakov A. A. The explicitness of the deep structure of meaning in prognostic strategies // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Vol. 58. P. 2549–2557.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасенко Е.В. Принципы динамики детской языковой картины мира. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(2):396-402. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24

For citation:


Tarasenko E.V. Principles of dynamics of children's language picture of the world. Humanities and law research. 2024;11(2):396-402. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)