Принципы динамики детской языковой картины мира
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24
Аннотация
Введение. В русле антропоцентрического подхода стремление создать модель языковой картина мира индивида становится возможной, благодаря концептам как базовым структурам накопления знаний о мире. Такого результата можно добиться путем исследования языковой картины мира ребенка, что будет способствовать более глубокому пониманию структуры языковой картины мира взрослого, а не наоборот, как казалось прежде.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов младшего школьника с использованием методов наблюдения, сравнения, обобщения анализа и синтеза, интерпретации полученных данных эмпирическим путем.
Анализ. В работах отечественных исследователей описаны фрагменты языковой картины мира людей разных профессий, говорящих на разных языках. В данной статье представлена авторская точка зрения на модель фрагмента детской языковой картины мира младшего школьника. В качестве ядра анализа отобраны предикаты психической деятельности, используемые в речи детьми, как одна из многочисленных и ведущих групп глаголов в речи в этом возрасте. Выявлены принципы динамики образа мира, отраженные в языке ребенка. Онтологический принцип – усвоение родного языка происходит через усвоения различных моделей структурных схем предложений и их вариантов. Когнитивный принцип – пропозиция – особая пакетированная структура хранения знаний, имплементированная и фиксируемая структурной схемой предложения. Коммуникативный принцип – речевые акты, выраженные структурной схемой предложения, реализуют интенции носителя языка. Таким образом, структурные схемы предложений являются означающими синтаксических концептов, а интенции и пропозиции их означаемыми. Одним словом синтаксически репрезентируемый концепт управляет содержанием структурной схемы предложения и типом речевого акта, подсвечивая его индивидуальные когнитивные признаки.
Результаты. Нами изучены связи когнитивной основы концепта с семантикой и прагматикой, причинно-следственные связи актуализации представлений о психической деятельности младшим школьником. Таким образом, принципы динамики языковой картины мира формируют исходную позицию концептуализации объективной реальности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ТарасенкоРоссия
Елена Валентиновна Тарасенко - кандидат филологических наук, доцент.
Д. 48, ул. Инициативная, Таганрог, 347936
Список литературы
1. Блох М. Я. Проблема картины мира в современном философском языкознании // Культура как текст: сб. науч. статей. М.: Универсум, 2006. Вып. 6. С. 3–6.
2. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. 516 c.
3. Бредихин С. Н. Ноэматическая структура смыслопорождения в философском дискурсе: автореф. дис. д-ра филол наук. Нальчик, 2014. 38 с.
4. Бредихин С. Н., Аликаев Р. С. Стратегии усмотрения и распредмечивания смысловых конструктов в аспекте по-нимания и в-живания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 2(47). С. 123–128.
5. Бредихин С. Н., Пелевина Н. А. Лингвокогнитивные механизмы актуализации и концептуализации идиокомпонентов картины мира. Ставрополь: Параграф, 2021. 172 с.
6. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
7. Волохина Г. А., Попова З. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 196 с.
8. Пименова М. В. Коды культуры и проблема классификации концептов // Язык. Текст. Дискурс. 2007. Вып. 5. С. 79–86.
9. Фурс Л.А. Особенности когнитивной категории в синтаксисе // Когнитивные категории в синтаксисе. Иркутск: ИГЛУ, 2009. С. 21–51.
10. Фурс Л. А. Роль когнитивной доминанты в моделировании синтаксически репрезентируемого концепта // Когнитивные исследования языка. 2007. Вып. I. С. 160–166.
11. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
12. Чесноков П. В. О двух языковых картинах мира – статической и динамической // Известия СКНЦ ВШ. Сер. Общественные науки. 1989. № 3. С. 63-69.
13. Bredikhin S. N., Serebryakov A. A. The explicitness of the deep structure of meaning in prognostic strategies // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Vol. 58. P. 2549–2557.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасенко Е.В. Принципы динамики детской языковой картины мира. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(2):396-402. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24
For citation:
Tarasenko E.V. Principles of dynamics of children's language picture of the world. Humanities and law research. 2024;11(2):396-402. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.24