Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Экологическая политика стран-участниц ЕАЭС: направления сближения и институты

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.18

Аннотация

Введение. К числу основных приоритетов развития, созданного в 2015 г., Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) относится завершение работы, направленной на устранение существующих ограничений, унификацию таможенных правил, пересмотр отдельных норм, в том числе с учётом существующей международной экологической повестки и особенностей каждого государства. Расширение сотрудничества России с другими государствами ЕАЭС в эксплуатации природных ресурсов делает межгосударственное взаимодействие в природоохранной сфере все более актуальным. В условиях активизации отдельных сфер экономического развития и перехода к функционированию единого рынка товаров, работ и услуг существует потребность совершенствования правовых механизмов сотрудничества в экологической сфере, необходимость проведения согласованной политики на уровне ЕАЭС. Сращивание национальных рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы взаимосвязано с разработкой и имплементацией политики и механизмов «зеленой» экономики, что будет содействовать стабильности социальноэкономического развития, гарантируя вместе с тем и охрану окружающей среды.

Материалы и методы. Для анализа направлений сближения и институтов экологической политики в национальном законодательстве стран-участниц ЕАЭС и преодоления имеющихся проблем применялись логический, индукции, дедукции, сравнительно-правового анализа и синтеза, аналогии, статистический и другие методы научного познания. Авторами проведен сравнительный анализ общих положений наднационального законодательства и актов государств-членов Евразийского экономического союза, опосредующих проведение государственной экологической политики.

Анализ. Сближение национальной экологической политики следует считать отправной точкой для сотрудничества стран-участниц ЕАЭС в области зеленой экономики и формирования соответствующей повестки интеграционного взаимодействия. Подавляющее число ученых и экспертов соглашаются с отставанием ЕАЭС как в развитии зеленой экономики и зеленой энергетики, так и в реализации согласованной экологической политики и законодательства.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сближение экологической политики стран-участниц ЕАЭС будет способствовать дальнейшему развитию интеграции, снятию барьеров, изъятий и ограничений в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. С целью сближения экологической политики, проводимой странами-участницами ЕАЭС необходимы, разработка и принятие общего наднационального законодательства, закрепляющего стратегические цели и направления развития природопользования и охраны окружающей среды. Действующие законодательные акты национального уровня опираются на схожий набор целей, задач и направлений развития, что открывает возможности для их гармонизации и унификации. При этом первостепенное внимание нужно уделить вопросам экологической безопасности.

Об авторах

Э. С. Навасардова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Элеонора Сергеевна Навасардова - доктор юридических наук, профессор.

Д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



А. Н. Захарин
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Андрей Николаевич Захарин - кандидат философских наук, доцент.

Д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



Список литературы

1. Алимов А. А. Перспективы участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в рамках развития евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1(92). С. 177–181.

2. Алихаджиева А. С. Экологическая Россия в условиях ЕАЭС: перспективы развития // Современные евразийские исследования. 2015. № 1. С. 81–86.

3. Антюфеева Т. В. Правовое регулирование водных ресурсов в трансграничных речных бассейнах стран Евразийского экономического союза // Институциональное партнерство в целях устойчивого трансграничного водопользования: Россия и Казахстан: сборник тезисов международной научно-практической конференции, электронный ресурс, ХантыМансийск, 16–19 октября 2017 года / Под ред. Е. А. Зарова. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2018. С. 6–7.

4. Аникин С. Б. Некоторые концептуальные вопросы управления природоохранной деятельностью в условиях глобализации и регионализации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3(43). С. 118–122.

5. Астабацян Т. М. Экологическая ситуация в Республике Армения: основные проблемы, неблагоприятные регионы, источники загрязнения // Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2019. № 4. С. 15–19.

6. Каримова Д., Татаркин С., Сконечный М., Логвиненко А. Особенности реализации концепции устойчивого развития в природоохранном законодательстве государств-членов ЕАЭС // Энергетический вестник. 2017. № 23. С. 45–54.

7. Курбанов Р. А. Региональная интеграция и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 235 с.

8. Макарова Т. И., Кузьмич И. П. Правовые проблемы формирования институциональной среды аграрной и экологической сфер в условиях формирования единого экономического пространства ЕАЭС // Проблемы гражданского права и процесса: Сборник научных статей. основан в 2016 году / Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. Гродно: Гродненский госуд. ун-т имени Янки Купалы, 2019. С. 388–398.

9. Мастушкин М. Ю. Проблемы трансформации административно-правового и экономического механизмов охраны окружающей среды в условиях дальнейшей интеграции России в международные экономические отношения // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: Материалы 15-й Международной конференции, Москва, 25 мая 2017 года. М.: "КДУ", "Университетская книга", 2018. С. 376–382.

10. Навасардова Э. С., Захарин А. Н. Сравнительный анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области органического сельского хозяйства // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 141–146.

11. Насакаева Б. Е. Экологизация экономики как один из приоритетов современной политики Казахстана // Управление устойчивым развитием. 2021. № 5(36). С. 31–36.

12. Плотникова Ю. А. К вопросу о роли Евразийского экономического союза в международном сотрудничестве в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 19. С. 38–41.

13. Попова И. В. Сотрудничество России и Китая в сфере экологии и добычи природных ресурсов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 4. С. 28–33.

14. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 15.06.2020. № 24. ст. 3847.

15. Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2014 года № 1300-р «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке деятельности предприятий и организаций, воинских частей, других юридических лиц на территории комплекса «Байконур» в части, касающейся вопросов охраны окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 29. Ст. 4199.

16. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 № 184 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств членов Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 06.11.2023).

17. Ронжина Н. А. Тенденции развития экологического права Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 05 января 2022 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. С. 40–44.

18. Савченко В. В. Организационно-правовые вопросы экологической безопасности в Евразийском экономическом Союзе // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и экологическая эффективность: Мат-лы V Международной науч.практ. конференции преподавателей, практ. сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. (Саратов, 05 октября 2018 года). – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 150–153.

19. Салиева Р. Н. Единая научно-техническая политика как основа развития научнотехнического сотрудничества Российской Федерации и стран СНГ, ЕАЭС в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 3(47). С. 43–52.

20. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24.04.2017. № 17. ст. 2546.

21. Шугуров М. В. Правовые вопросы развития сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере зеленых технологий // Аграрное и земельное право. 2021. № 10(202). С. 142–144.


Рецензия

Для цитирования:


Навасардова Э.С., Захарин А.Н. Экологическая политика стран-участниц ЕАЭС: направления сближения и институты. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(2):345-354. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.18

For citation:


Navasardova E.S., Zakharin A.N. Environmental policy of the EAEU member states: areas of convergence and institutions. Humanities and law research. 2024;11(2):345-354. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.18

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)