Художественная жизнь Северной Осетии в условиях социально-политических и экономических изменений (1991–2001 гг.)
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.14
Аннотация
Введение. Реформирование государственного устройства начала 90-х гг. XX в. затронуло все сферы общественной жизни в России, что во многом определило и вектор дальнейшего развития художественной культуры. Именно художественная культура является той областью, которая отражает и переосмысливает трансформационные и кризисные явления в любом государстве. Актуальность исследования обуславливается признанием государственной культурной политики в качестве неотъемлемой части стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Несомненно, художественная жизнь требует тщательного изучения с целью анализа государственной культурной политики и реализации исторической действительности в этнокультурной составляющей. Новизна исследования в том, что впервые проблема, выявляющая региональные особенности художественной культуры, освещается с привлечением массива архивных документов и материалов периодической печати Северной Осетии. Обращение к относительно прошлому периоду позволяет определить и сформулировать ключевые проблемы, а также задачи, имеющие релевантность в современном обществе для своевременного решения.
Материалы и методы. В данной статье, на основе архивных документов и материалов периодической печати, рассматривается художественная жизнь Республики Северная Осетия-Алания в период с 1991 по 2001 гг. через призму региональной специфики общероссийских процессов. Применяя ретроспективный и историко-сравнительный методы, автор выявил основные направления художественной жизни республики, а также обнаружил ключевые проблемы, которые препятствовали её качественному развитию в регионе.
Анализ. Исторически, в разные периоды, органы государственной власти использовали художественную культуру с целью формирования приоритетных ценностно-нравственных ориентиров. Культурная политика и художественная жизнь в СССР отличались преимущественным влиянием государственного сектора. С распадом СССР прежние механизмы регулирования культурной и других сфер жизнедеятельности были разрушены. Перед новым российским государством стояла задача – создание и формирование обновленных культурных, моральных, нравственных ценностей как в целом по стране, так и в полиэтнических и поликонфессиональных регионах. Северная Осетия-Алания – многонациональная республика, поэтому приоритетной задачей в сфере культуры являлась необходимость в сохранении и развитии устоев традиционных культурных ценностей. Художественная жизнь как функционирование системы художественной культуры, включающая в себя различные виды деятельности по производству, распространению, усвоению художественных ценностей, является одной из ключевых составляющих в становлении современного российского государства и общества.
Результаты. В результате исследования автор пришел к выводу, что развитие культуры в изучаемый период носило стихийный и противоречивый характер, а художественная жизнь оказалась уязвимой в условиях социально-экономических и политических изменений в стране.
Об авторе
З. А. ТургиеваРоссия
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева
Список литературы
1. Александровский проспект. Апрель. 1998.
2. Александровский проспект. Сентябрь/октябрь. 1999.
3. Жидков В. С. О специфике искусства XXI века // Государственный институт искусствознания. 2012. № 3. С. 22–37.
4. Загребин С. С. Культурная политика в постсоветской России 1991–2015 гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15. № 4. С. 18–22.
5. Канукова З. В., Туаева Б. В., Плиева З. Т. Художественная культура в процессах формирования гражданской идентичности // Известия СОИГСИ. 2017. № 25 (64). С. 77-87.
6. Северная Осетия. 19 января 1994. № 10.
7. Северная Осетия. 30 апреля 1994. № 82(21637).
8. Северная Осетия. 28 апреля 1994. № 80 (21635).
9. Северная Осетия 4 февраля 1994. № 22 (21577).
10. Социалистическая Осетия. 1991. 2 февраля. № 24-25 (20818, 20819).
11. Стыр Ныхас. 1996. № 6.
12. Туаева Б. В. Вопросы сохранения этнокультурного разнообразия России: Северо-Кавказский регион // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 84. С. 218-224.
13. Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/737b492c61c01d2908bb4f021e36e6fe3aa9f443/ (дата обращения: 04.09.2023).
14. ЦГА РСО-А. Ф.958. Оп.1. Д. 512.
15. ЦГА РСО-А.Ф.958. Оп. 1. Д.518.
16. ЦГА РСО-А. Ф.958.Оп.1Д.522.
17. ЦГА РСО-А. Ф.958. Оп. 1. Д.526.
18. ЦГА РСО-А. Ф.958.Оп.1. Д.822.
19. Цориева И. Т. Кинематограф народов Северного Кавказа в 1960-е –1980-е гг.: историко-политические аспекты развития // Известия СОИГСИ. № 24 (63). 2017. С. 59–69.
20. Эхо. 1996. №6 (28) с 29 апреля по 6 мая.
21. Эхо.1999. №15-16 (103) с 11 по 17 октября.
22. Эхо. 2001. № 9-10 (146) с 12 по 19 июня.
Рецензия
Для цитирования:
Тургиева З.А. Художественная жизнь Северной Осетии в условиях социально-политических и экономических изменений (1991–2001 гг.). Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(2):309-316. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.14
For citation:
Turgieva Z.A. Artistic life of North Ossetia in the context of socio-political and economic changes (1991-2001). Humanities and law research. 2024;11(2):309-316. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.14