Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Сравнительно-правовой анализ трудо-правового статуса преподавателя высшей школы

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.13

Аннотация

Введение. Правовой анализ статуса преподавателя высшей школы невозможен без учета процессов глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Данные процессы определили систему факторов, влияющих в большей или меньшей степени на системы образования безусловно всех стран мира. Эти факторы напрямую влияют на содержание и объем социально-трудовых прав главной фигуры в системе высшего образования – преподавателя. Г. У. Матушанский и Ю. В. Рогов, в частности, в число таких факторов включают процессы, обусловленные глобализацией, интернационализацией образовательных систем стран Европы и всего мира в целом, серьезным уменьшением бюджетного финансирования по причине углубления мирового финансово-экономического кризиса. Кроме того, глобальной тенденцией в сфере высшей школы стала практическая необходимость замены предметно-ориентированного обучения на подготовку выпускников, нацеленных на решение задач, поставленных работодателями, что, в свою очередь обусловлено низким качеством подготовки специалистов – выпускников вузов. Национальный законодатель в таких условиях именно поэтому видит возможность использовать проверенный положительный опыт зарубежных государств в процессе правового регулирования проблем системы образования, включая закрепление правового статуса педагога высшей школы. Дело в том, что зарубежные государства уже адаптировали национальные образовательные системы с учетом всех названных выше факторов, в особенности с учетом серьезного уменьшения финансовых расходов государства на образование. Поскольку в нашей стране сравнительно-правовые исследования применительно к сфере трудовых отношений и образования практически не проводились, постольку серьезный интерес к социально-образовательному праву зарубежных стран сохраняется до сих пор. Однако актуальными как для российского, так и зарубежного исследователя и правотворца остаются вопросы, связанные со спецификой труда преподавателя высшей школы, уровнем его значимости для общества и государства, особенностями правового регулирования содержания трудовой функции, оплаты, охраны, нормирования труда преподавателя вуза. Современные российские ученые, к сожалению, довольно слабо освещают зарубежный правовой опыт регулирования правового статуса педагога высшей школы. Публикации ученых, конференции и круглые столы посвящены, как правило, общим проблемам повышения уровня подготовки выпускников вузов, формированию компетентностного подхода, перспективам преподавательской и студенческой мобильности, психологическим аспектам реформирования высшей школы. Вместе с тем вопросам социально-трудового статуса педагога высшей школы ученые уделяют крайне мало внимания. Материалы и методы. Авторы анализируют высказанные в науке точки зрения по поводу проблем, связанных с правовым регулированием труда преподавателя вуза (содержание и срок трудового договора, структура трудовой функции, оплаты труда и пр.), в контексте особенностей современного российского государства и права. В процессе исследования использовался целый комплекс теоретических принципов, логических приемов и специальных методов и средств познания государственно-правовых явлений (историко-правовой, сравнительно-правовой и пр.). Анализ. Авторами анализируются положения действующего трудового законодательства России о труде преподавателя высшей школы в условиях глобализации и усиления мирового финансово-экономического кризиса. Авторы выявили влияние российского законодательства о труде педагогов на правовую систему Республики Южная Осетия. Содержание трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения имеет свои существенные особенности, определяющие специфический характер и условия работы. Вместе с тем, до сих пор в нарушение требования Трудового кодекса РФ не разработан и не внедрен профессиональный стандарт преподавателя. Авторами выявлены причины данной ситуации. Анализ правовых гарантий преподавателей вузов показал, что они практически отсутствуют применительно к нормированию и оплате их труда по причине отсутствия четких и прозрачных законодательных актов по данным вопросам. Обращается внимание на положительную роль Конституционного Суда РФ, по отрицательной оценке, сложившейся практики работодателей-вузов заключать краткосрочные трудовые договоры с преподавателями. В статье уделяется внимание системным проблемам в установлении условий труда преподавателей вузов. Результаты. По итогам проведено исследования можно сделать вывод, о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие труд преподавателей вуза, имеют существенные пробелы, не позволяющие на должном уровне оценить трудовую функцию преподавателя высшей школы, оплатить и нормировать их труд. Авторы отмечают крайне низкую эффективность правового регулирования труда преподавателя высшей школы в социально-трудовой сфере современной России. Решение данных проблем видится авторами в острой необходимости внесения дополнений в действующий закон РФ об образовании и соответствующую главу Трудового кодекса России о содержании трудовой функции преподавателя вуза, оплате и нормировании его труда. Следует повысить и качество локального и договорного регулирования условий труда преподавателя высшей школы, а также усилить государственный надзор и общественный контроль за соблюдением трудовых прав преподавателей вузов.

Об авторах

Т. Ф. Вышеславова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Татьяна Фёдоровна Вышеславова, кандидат юридических наук, доцент 

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



С. А. Лукинова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Светлана Алексеевна Лукинова, кандидат юридических наук, доцент

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



Список литературы

1. Бриллиантова Н. А., Архипов В. В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3. С.34–40.

2. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов. М.: Дело, 1999. 533 с.

3. Матушанский Г. У. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы // Психологическая наука и образование. URL: www.psyedu.ru. (дата обращения: 21.08.2023).

4. Михалкина Н., Гапоненко Л., Скачкова Л. Нормирование труда в вузах: анализ норм труда профессорско-преподавательского состава // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 7. С. 24–29.

5. Baieva N. A., Burkin D. O., Vysheslavova T. F., Lukinova S. A. Conception social states realization of the Russian Federation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. No. 5(27). Р. 1446–1455.

6. Baieva N. A., Vysheslavova T. F., Lukinova S. A. The principle of justice in social security law // Journal of Dynamic Control and Control Systems Research. 2019. No. 8. Р. 2754–2759.

7. Collins H., Ewing K. D., McColgan A. Labour Law. Text and Materials, Oxford and Portland: Oregon, Hart Publishing. 2005. 302 р.

8. Klyukovskaya I. N., Cherkashin E. Y., Gabrilyan R. R., Semenov V. Y., Melekayev R. K. Methodological Basis of the Theoretical and Legal Research of Integration Processes in Modern States // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol 7, No. 4(38). Р. 261–264.

9. Lukinova S. A. Comparative and legal analysis of the labor- legal status of a higher school teacher // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. No. 3(13). Winter 2015. Р.1247–1255.

10. Navasardova JS, Nutrihin RV, Zinov'eva TN, Shishkin VA, Zholudeva JV. Codification of the natural Resource legislation of the Russian Empire // Journal of Advanced Researchin Law and Economics. 2018. No. 9(1). Р. 183–193.

11. Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensation and Contracts. New York: Routledge, 2012. 223 р.

12. Smirnov D. A., Strus K. A. General Scientific Analysis of Implementation of Principles of Law in the Contemporary Russian Legal Basis// Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol 8(S10). P. 2–10.


Рецензия

Для цитирования:


Вышеславова Т.Ф., Лукинова С.А. Сравнительно-правовой анализ трудо-правового статуса преподавателя высшей школы. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(1):121-128. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.13

For citation:


Vysheslavova T.F., Lukinova S.A. Comparative legal analysis of the labor law status of a higher school lecturer. Humanities and law research. 2024;11(1):121-128. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.13

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)