Историческая антропология как субдисциплина и направление в исторической науке второй половины XX века: вузовский опыт
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.4
Аннотация
В первой четверти XXI в. вопрос о гуманизации общества в целом и гуманизации образования в частности вовсе не снят с повестки дня, а стал еще более актуальным. Пришла пора от деклараций и теоретизирования перейти к гуманистическим практикам. В этом, как свидетельствует исследовательский и преподавательский опыт, велика роль исторической антропологии. Ее структура и содержание, методы и целеполагание способствуют не только успешным исследовательским поискам, но и использованию инновационных методов работы, развитию исследовательских навыков обучающихся. В силу того, что историко-антропологический подход имеет междисциплинарную природу, практический вопрос вузовского преподавателя о межпредметных связях в рамках учебных программ и планов приобретает современное звучание. Внимание к судьбе отдельной личности, его повседневной жизни в прошлом актуализирует интерес студентов к предмету «история». Вот почему так важно усвоить будущим историкам сущность и исследовательские практики исторической антропологии. В статье рассматриваются такие вопросы, как причины зарождения этого направления, его особенности на современном этапе исторической науки, развитие исторической антропологии в России, начиная с 1990-х гг.
Об авторах
Т. А. БулыгинаРоссия
Тамара Александровна Булыгина, доктор исторических наук, профессор
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Т. Е. Покотилова
Россия
Татьяна Евгеньевна Покотилова, доктор исторических наук, профессор
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесcанса. М.: Худож. лит., 1990 (1-е изд.- 1965). 543 с.
2. Бюргьер Андре. От серийной к комплексной истории: генезис исторической антропологии. URL: http://www.history.univ.kiev.ua/rus/kafedra/files/Burgjer.pdf (дата обращения: 19.11.2023).
3. Гладышев А. В. Антропологический поворот в военной истории // Диалог со временем. 2017. Вып. 59. C. 136–150.
4. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / пер. с итал. М. Л. Андреева, М. Н. Архангельской. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 272 с.
5. Далгат Ф. М. Историко-антропологический подход в историческом исследовании // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Том. 30. Вып. 4. С. 133–140.
6. Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Изд-е второе, с добавлениями. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. 574 c.
7. Карсавин Л. П. Философия истории. М.: АСТ, 2007. 99 с.
8. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.:Ключ-С, 1998. 192 с
9. Копосов Н. Е. Как реформировать историческое образование в России // Неприкосновенный запас. 2012. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2012/5/kak-reformirovat-istoricheskoe-obrazovanie-v-rossii.html (дата обращения: 19.11.2023).
10. Кром М. Историческая антропология. 3-е изд. испр. и доп. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. 207 с.
11. Лаппо-Данилевский А. С. Методология в 2-х т. Т. 1 М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 408 с.
12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; послесл. А. Я. Гуревича. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 560 с.
13. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. 544 с.
14. Теория и методология истории: учебник для вузов / отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. Волгоград: Учитель, 2014. 504 с.
15. Поршнев Б. Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой. (1623-1648) М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. 724 с.
16. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история Москва: Наука, 1966. 213 с.
17. Поршнева О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны (1914 - март 1918 г.): дисс. … д-р. ист. наук. Екатеринбург, 2000. 359 с.
18. Пропп В. Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. 168 с.
19. Репина Л. П. Междисциплинарность и история // Диалог со временем. 2004. № 11. С. 7–15.
20. Румянцева М. Ф. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский // Лаппо-Данилевский А. С. Методология в 2-х т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 408 с.
21. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. 576 с.
22. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / пер. с фр. Е. Лебедевой. М.: Книжный клуб 36.6, 2010. 480 c.
Рецензия
Для цитирования:
Булыгина Т.А., Покотилова Т.Е. Историческая антропология как субдисциплина и направление в исторической науке второй половины XX века: вузовский опыт. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(1):43-49. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.4
For citation:
Bulygina T.A., Pokotilova T.E. Historical anthropology as a training course and a field in historical science of the second half of the 20th century: university experience. Humanities and law research. 2024;11(1):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.4