Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Идея предопределения в русской языковой картине мира (на материале словарей и текстов XVIII–XIX вв.).

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.18

Аннотация

Цель статьи – выявить специфику мифологической идеи судьбы и ее выражение в понятиях и в значениях слов, вербализующих ее (на материале толковых и энциклопедических словарей) и в произведениях русской литературы XVIII–XIX вв.). В работе выявляется, что доминантой синонимического ряда, репрезентирующего идею судьбы, является лексема судьба. Анализ содержания данной номинации в значениях, смыслах и образах, представляющих ее в наивной картине мира русского человека, является предметом работы. На основе собранного материала автор показывает, что судьба в названный период, с одной стороны, мыслилась русским человеком как безличная, всемогущая, внешняя и чуждая человеку сила, а с другой стороны, как транслирующая ее волю определенная ипостась божества судьбы. Автор демонстрирует, что семантический компонент ‘фатальная неизбежность’ мог реализовываться в прагматической части значения определенного личного имени, входящего в лексико-семантическую группу «судьба», либо как сема ‘лишение‘, что свойственно для слов слепец, безумец, сидень, либо как сема ‘приобретение’, что свойственно для слов лунатик, ипохондрик, апоплектик, прихотник, ленивец (результат воздействия непреодолимой, непознанной силы, имеющей своего представителя или исполнителя, транслирующего ее волю). Далее автор выявляет вербализацию в общественном сознании русского человека изучаемого времени обыденных представлений о судьбе как о слепом счастливом случае, дарующем человеку благо, которые выражают веру в существование индивидуализированного божества судьбы, помогающего человеку и, возможно, базируются на древнейших представлениях русских о чуде. В целом анализ материала позволяет сделать автору вывод об этноспецифичности и амбивалентности идеи судьбы в русском общественном сознании XVIII – XIX вв.

Об авторе

В. М. Грязнова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

 доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка гуманитарного институту



Список литературы

1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 5. М.: АН СССР, 1954. 863 с.

2. Бродский А.И. Фатализм и повествовательное искусство // Вече. Журнал русской философии и культуры. 2009. Вып. 20. С. 26–36.

3. Вежбицкая А. Судьба и предопределение // Путь. Международный философский журнал. 1994. № 5. С. 82–150.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. 411 с.

5. Гайденко П. П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 88–98.

6. Гамкрелидце Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Ч. 2. Тбилиси: издательство Тбилисского университета, 1984. С. 440–1328.

7. Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара // Вестник древней истории. 1973. № 2. С. 211–219.

8. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. 335 с.

9. Горан В. П. Идея судьбы и проблема категорий необходимости и случайности в раннегреческой философии: автореф. дис. д-ра филос. наук. Л., 1991. 28 с.

10. Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984. 208 с.

11. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, ACT, 2000, 528 с.

12. Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.

13. Мальцев Г. В. Культурные традиции права. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 608 с.

14. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука-классика, 2001. 560 с.

15. Соловьев B. C. Литературная критика. М.: Современник, 1990. 421 с.

16. Чанышев А. Н. Эгейская предфилософия. М.: издательство МГУ, 1970. 240 с.

17. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира. М.: Языки славянской культуры, 2002. 224 с.

18. НКРЯ: Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения: 21.01.2022).

19. САР–1: Словарь Академии Российской. Ч. 1–5. СПб: Императорская Академия Наук, 1789–1794.

20. САР–2: Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. Ч. 1–6. СПб. При Императорской АН. 1806–1822.

21. Сл. Соколова: Соколов П. Общий церковно-славяно-российский словарь, или Собрание речений как отечественных, так и иностранных, в церковно-славянском и российском наречиях употребляемых. Т. 1–2. СПб. В типографии Императорской Российской Академии. 1834.

22. Сл. 1847 г.: Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением Академии наук. Т. 1–4. СПб. В типографии Императорской АН. 1847.

23. Сл. Даля: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Москва: Прогресс Универс, 1994.

24. Сл. Толля: Толль Ф. Г., Зотов В. Р. (ред.) Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (справочный энциклопедический лексикон). СПб.: издание Ф.Г. Толля. Типография В. Безобразова и Комп.,1866. Т. 3. 1179 с.


Рецензия

Для цитирования:


Грязнова В.М. Идея предопределения в русской языковой картине мира (на материале словарей и текстов XVIII–XIX вв.). Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(1):145-151. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.18

For citation:


Gryaznova V.M. The idea of predestination in the Russian language picture of the world (based on dictionaries and texts of the XVIII–XIX centuries). Humanities and law research. 2022;9(1):145-151. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.18

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)