Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Личность, общество и власть в развитии женского образования в Российской империи

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8

Аннотация

Статья выполнена с целью расширения научных представлений об истории взаимосвязи и взаимовлияния процесса формирования российской системы женского образования с развитием гражданской активности в стране. Исследование показало, что история развития женского образования в дореволюционной России в решающей мере связана с активной деятельностью в этом направлении общества в лице как отдельных, наиболее заметных и эффективных его представителей, так и объединенных в рамках неполитических, прежде всего, благотворительных, организаций. Тон в становлении определенной системы женского образования задала власть в лице, прежде всего, Екатерины II и такие члены правящего дома, как императрицы Мария Федоровна и Мария Александровна. Но, в условиях очевидной неспособности власти к обеспечению организации и развития полнокровной системы образования в стране, женское образование становится объектом приложения сил зарождающейся в Российской империи общественности. Прочность традиций благотворения в отечественной культуре, связанная в том числе с принятием и официальным поощрением властью благотворительного поведения граждан, привела к ощутимому погружению многих представителей имущих и образованных слоев населения в социальное попечение о создании и развитии системы женского образования. При этом постоянно растущая позитивная динамика процесса определялась во многом и очевидно малым кругом иных легитимных возможностей для самореализации людей с активной жизненной позицией, добровольно объединявшихся для совместных действий с благотворительными целями. Важно, что одним из значимых действующих субъектов процесса выступали сами женщины. Таким образом страна получала весомую помощь в решении проблемы приобщения к образованию все большего количества девочек – будущих воспитателей новых поколений россиян всех сословий и потенциальных участниц социально-экономических отношений. И, в то же время, описанными выше действиями социально активная часть населения России участвовала в создании системы горизонтальных связей и отношений как основы ее гражданского общества.

Об авторах

Т. Е. Покотилова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

 доктор исторических наук, профессор кафедры истории России гуманитарного института  



Е. Ю. Оборский
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

 кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России 



Список литературы

1. Адамов П. А. Заслуги императрицы Екатерины Великой в истории женского образования в России. Воронеж: тип. В. И. Исаева, 1897. 29 с.

2. Аппоева Л. М. Становление и развитие женского образования в Терской области: вторая половина XIX – начало XX вв.: дисс. … канд. ист. наук. Владикавказ, 2008. 202 с.

3. Бемерт К. В. Университетское образование женщины. СПб.,: тип. П.П. Меркульева,1873. 40 с.

4. Бентковский И. В. Ставрополь в географическом, историческом, топографическом и статистическом отношениях // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 64–94.

5. Васильева С. П. Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века: дисс. … канд. ист. наук. Тамбов, 2011. 208 с.

6. Волкова А. И. Воспоминания. Дневник: [1884–1902 гг.] [Переизд.]. М.: изд-во Гос. публ. б-ки России, 2015. 381 с.

7. Дмитриева Н. А. Становление системы женского образования в российской провинции (1800–1880 гг.): на материалах Смоленской губернии. дисс. … канд. ист. наук. Брянск, 2008. 269 с.

8. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. М.: Просвещение/Дрофа, 2010. 273 с.

9. Доклады губернской земской управы третьему очередному губернскому земскому собранию 1915 года по народному образованию. Вып. I. – Ставрополь: Ставроп. губ. земства,1916. 140 с.

10. Зинченко Н. Е. Женское образование в России: Исторический очерк. – СПб.: комм.скор., 1901. 46 с.

11. Игнатович В. В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб.: тип. Ф.С. Сущинского,1865. 37 с.

12. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1892 год. СПб.: тип. Имп.Акад. наук,1897. 342 с.

13. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. (1086-1856). СПб.: тип. М. М. Стасюлевича,1899. 887 с.

14. Муханова М. С. Из записок Марьи Сергеевны Мухановой, фрейлины Высочайшего Двора. Воспоминания графини Антонины Дмитриевны. М.: изд-во Гос. публ. ист. б-ки России, 2018. 219 с.

15. Овцын В. Развитие женского образования (Исторический очерк). СПб.: тип. И.Н. Скороходова,1887. 42 с.

16. Отчет Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1879. 172 с.

17. Охонько Н. А. Общественный деятель, просветитель, краевед // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 894–897.

18. Паршина В. Н. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века: на материалах Пензенской губернии: дисс. … канд. ист. наук. Пенза, 2007. 277 с.

19. Пиллер О. Итоги женского образования в России и его задачи. СПб.: тип. Тренке и Фюсно,1888. 239 с.

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 21. СПб.: тип. второго отд. Собств. Его Имп. Величества канц.,1830. 1085 с.

21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 26. СПб.: Гос. типография, 1909. 1141 с.

22. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века. М.: Ломоносов, 2008. 272 с.

23. Поповкин А. Российская императрица Мария Александровна (1834 – 1880). СПб.: Тончу, 2018. 256 с.

24. Прозрителев Г. Н. Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавказе и его окрестностям // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 338–362.

25. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. М., Ладомир, 2002. 526 с.

26. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802–1902. СПб.: Мин-во нар.прос., 1902. 785 с.

27. Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII – начале XX в. М.: Российская политическая энциклопедия РОССПЭН, 2011. 887 с.

28. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 2. Царствование Николая I. 1825–1855. Отд. 1: 1825–1839. СПб.: Тип. В.В. Балашева, 1875. 1576 стб.

29. Ставрополь Кавказский. Историко-статистический очерк // Ставрополь в описания, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 320–325.

30. Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника. М.: Воскресенье, 2009.

31. Ставропольские губернские ведомости. 1878. №46.

32. Стрелов В. И. Ольгинская женская гимназия (к 140-летию со дня открытия) // Ставропольский хронограф на 2000 год. Ставрополь: СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова, 2000. С. 138–140.

33. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России. Л.: ЛГУ, 1984. 239 с.

34. Усачева Р. Ф. Формирование системы среднего женского образования в России (60-е годы XVIII в. – 60-е годы XIX в.): дисс. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 293 с.

35. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии.1855. СПб.: Собств. Его Имп. Величества канц. Отд 4-е, 1884. 346 с.

36. Устав Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защиты детей. Ставрополь: типолитография Т. М. Тимофеева, 1914. 12 с.

37. Хмыров М. Д. Графиня Екатерина Ивановна Головкина и ее время (1701–1791 годы): исторический очерк по архивным документам. М.: изд-во Гос. публ. ист. б-ки России, 2013. 318 с.

38. Шафранова О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX – начале XX в.: дисс. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. 327 с.

39. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 676 с.

40. Women in Russia, 1700-2000 / Barbara Alpern Engel. Cambridge [etc.]: Cambridge univ. press, 2004. XXIV, 275, [4] с.

41. Women in Russian culture and society, 1700-1825 / ed. by Wendy Rosslyn a. Alessandra Tosi. Basingstoke, Hants; New York: Palgrave Macmillan, 2007. XI, 257, [1] с.


Рецензия

Для цитирования:


Покотилова Т.Е., Оборский Е.Ю. Личность, общество и власть в развитии женского образования в Российской империи. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(1):72-80. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8

For citation:


Pokotilova T.E., Oborsky E.Yu. he individual, society and power in the development of women’s education in the Russian Empire. Humanities and law research. 2022;9(1):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8

Просмотров: 153


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)