Личность, общество и власть в развитии женского образования в Российской империи
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8
Аннотация
Статья выполнена с целью расширения научных представлений об истории взаимосвязи и взаимовлияния процесса формирования российской системы женского образования с развитием гражданской активности в стране. Исследование показало, что история развития женского образования в дореволюционной России в решающей мере связана с активной деятельностью в этом направлении общества в лице как отдельных, наиболее заметных и эффективных его представителей, так и объединенных в рамках неполитических, прежде всего, благотворительных, организаций. Тон в становлении определенной системы женского образования задала власть в лице, прежде всего, Екатерины II и такие члены правящего дома, как императрицы Мария Федоровна и Мария Александровна. Но, в условиях очевидной неспособности власти к обеспечению организации и развития полнокровной системы образования в стране, женское образование становится объектом приложения сил зарождающейся в Российской империи общественности. Прочность традиций благотворения в отечественной культуре, связанная в том числе с принятием и официальным поощрением властью благотворительного поведения граждан, привела к ощутимому погружению многих представителей имущих и образованных слоев населения в социальное попечение о создании и развитии системы женского образования. При этом постоянно растущая позитивная динамика процесса определялась во многом и очевидно малым кругом иных легитимных возможностей для самореализации людей с активной жизненной позицией, добровольно объединявшихся для совместных действий с благотворительными целями. Важно, что одним из значимых действующих субъектов процесса выступали сами женщины. Таким образом страна получала весомую помощь в решении проблемы приобщения к образованию все большего количества девочек – будущих воспитателей новых поколений россиян всех сословий и потенциальных участниц социально-экономических отношений. И, в то же время, описанными выше действиями социально активная часть населения России участвовала в создании системы горизонтальных связей и отношений как основы ее гражданского общества.
Об авторах
Т. Е. ПокотиловаРоссия
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России гуманитарного института
Е. Ю. Оборский
Россия
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
Список литературы
1. Адамов П. А. Заслуги императрицы Екатерины Великой в истории женского образования в России. Воронеж: тип. В. И. Исаева, 1897. 29 с.
2. Аппоева Л. М. Становление и развитие женского образования в Терской области: вторая половина XIX – начало XX вв.: дисс. … канд. ист. наук. Владикавказ, 2008. 202 с.
3. Бемерт К. В. Университетское образование женщины. СПб.,: тип. П.П. Меркульева,1873. 40 с.
4. Бентковский И. В. Ставрополь в географическом, историческом, топографическом и статистическом отношениях // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 64–94.
5. Васильева С. П. Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века: дисс. … канд. ист. наук. Тамбов, 2011. 208 с.
6. Волкова А. И. Воспоминания. Дневник: [1884–1902 гг.] [Переизд.]. М.: изд-во Гос. публ. б-ки России, 2015. 381 с.
7. Дмитриева Н. А. Становление системы женского образования в российской провинции (1800–1880 гг.): на материалах Смоленской губернии. дисс. … канд. ист. наук. Брянск, 2008. 269 с.
8. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. М.: Просвещение/Дрофа, 2010. 273 с.
9. Доклады губернской земской управы третьему очередному губернскому земскому собранию 1915 года по народному образованию. Вып. I. – Ставрополь: Ставроп. губ. земства,1916. 140 с.
10. Зинченко Н. Е. Женское образование в России: Исторический очерк. – СПб.: комм.скор., 1901. 46 с.
11. Игнатович В. В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб.: тип. Ф.С. Сущинского,1865. 37 с.
12. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1892 год. СПб.: тип. Имп.Акад. наук,1897. 342 с.
13. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. (1086-1856). СПб.: тип. М. М. Стасюлевича,1899. 887 с.
14. Муханова М. С. Из записок Марьи Сергеевны Мухановой, фрейлины Высочайшего Двора. Воспоминания графини Антонины Дмитриевны. М.: изд-во Гос. публ. ист. б-ки России, 2018. 219 с.
15. Овцын В. Развитие женского образования (Исторический очерк). СПб.: тип. И.Н. Скороходова,1887. 42 с.
16. Отчет Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1879. 172 с.
17. Охонько Н. А. Общественный деятель, просветитель, краевед // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 894–897.
18. Паршина В. Н. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века: на материалах Пензенской губернии: дисс. … канд. ист. наук. Пенза, 2007. 277 с.
19. Пиллер О. Итоги женского образования в России и его задачи. СПб.: тип. Тренке и Фюсно,1888. 239 с.
20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 21. СПб.: тип. второго отд. Собств. Его Имп. Величества канц.,1830. 1085 с.
21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 26. СПб.: Гос. типография, 1909. 1141 с.
22. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века. М.: Ломоносов, 2008. 272 с.
23. Поповкин А. Российская императрица Мария Александровна (1834 – 1880). СПб.: Тончу, 2018. 256 с.
24. Прозрителев Г. Н. Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавказе и его окрестностям // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 338–362.
25. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. М., Ладомир, 2002. 526 с.
26. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802–1902. СПб.: Мин-во нар.прос., 1902. 785 с.
27. Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII – начале XX в. М.: Российская политическая энциклопедия РОССПЭН, 2011. 887 с.
28. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 2. Царствование Николая I. 1825–1855. Отд. 1: 1825–1839. СПб.: Тип. В.В. Балашева, 1875. 1576 стб.
29. Ставрополь Кавказский. Историко-статистический очерк // Ставрополь в описания, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2007. С. 320–325.
30. Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника. М.: Воскресенье, 2009.
31. Ставропольские губернские ведомости. 1878. №46.
32. Стрелов В. И. Ольгинская женская гимназия (к 140-летию со дня открытия) // Ставропольский хронограф на 2000 год. Ставрополь: СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова, 2000. С. 138–140.
33. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России. Л.: ЛГУ, 1984. 239 с.
34. Усачева Р. Ф. Формирование системы среднего женского образования в России (60-е годы XVIII в. – 60-е годы XIX в.): дисс. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 293 с.
35. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии.1855. СПб.: Собств. Его Имп. Величества канц. Отд 4-е, 1884. 346 с.
36. Устав Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защиты детей. Ставрополь: типолитография Т. М. Тимофеева, 1914. 12 с.
37. Хмыров М. Д. Графиня Екатерина Ивановна Головкина и ее время (1701–1791 годы): исторический очерк по архивным документам. М.: изд-во Гос. публ. ист. б-ки России, 2013. 318 с.
38. Шафранова О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX – начале XX в.: дисс. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. 327 с.
39. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 676 с.
40. Women in Russia, 1700-2000 / Barbara Alpern Engel. Cambridge [etc.]: Cambridge univ. press, 2004. XXIV, 275, [4] с.
41. Women in Russian culture and society, 1700-1825 / ed. by Wendy Rosslyn a. Alessandra Tosi. Basingstoke, Hants; New York: Palgrave Macmillan, 2007. XI, 257, [1] с.
Рецензия
Для цитирования:
Покотилова Т.Е., Оборский Е.Ю. Личность, общество и власть в развитии женского образования в Российской империи. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(1):72-80. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8
For citation:
Pokotilova T.E., Oborsky E.Yu. he individual, society and power in the development of women’s education in the Russian Empire. Humanities and law research. 2022;9(1):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.1.8