Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.23

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию особенностей базовых системообразующих модулей терминологии предметной области «Высшее образование» в современном русском языке. В научной парадигме термин «предметная область» не имеет единой дефиниции, и во многих работах отмечается, что он имеет междисциплинарный характер. Предметная область представляет собой специфический континуум конструктов, характеризующихся определенными признаками и свойствами, который связан с профессиональной деятельностью человека.
Материалом исследования послужили монолексемные и полилексемные термины, номинирующие различные стороны образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Цель работы заключается в изучении и описании особенностей формирования структуры предметной области «Высшее образование».
Методы обусловлены как спецификой объекта, так и особенностями материала исследования. Они базируются на комплексном анализе эмпирических данных, на компонентном анализе семантической структуры изучаемых терминов, методе тематической классификации.
Системы терминов генерируют основу знаний носителей языка и являются уникальным средством стратификации целого комплекса многочисленных областей науки. Результаты проведенного исследования показали, что терминология предметной области «Высшее образование» представлена унитарным интегративным континуумом, который имеет высокие стратифицирующие возможности и формируется четырьмя базовыми системообразующими модулями: модуль «Участники образовательного процесса», модуль «Методы, и приемы обучения», модуль «Средства обучения», модуль «Организационные формы обучения». Каждый из модулей представляет самостоятельную единицу классификации, имеет свои специфические параметры и является частью изучаемой терминологии.
Исследуемый терминологический континуум предметной области «Высшее образование» характеризуется открытостью структуры, постоянно пополняясь и эволюционируя, чтобы соответствовать коммуникативным потребностям человека в определенной профессиональной сфере.

Об авторе

Т. Г. Борисова
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

 доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского, родных языков и лингводидактики 

Ставрополь  



Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010. 448 с.

2. Апалько И.Ю. Когнитивные, семиотические и прагматические основания формирования предметной области «Защита информации»: дис. … д-ра филол. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 341 с.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: АСТ, 2002. 960 с.

4. Борисова Т.Г. Деривационная категория вещественности в русистике: опыт теоретического описания: монография. Ставрополь: СГПИ, 2006. 198 с.

5. Буянова Л.Ю. Терминологическая деривация в языке науки: когнитивность, семиотичность, функциональность. М.: Флинта, 2014. 249 с.

6. Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение. М.: Флинта, 2011. 224 с.

7. Гринёв С.В. Введение в терминоведение. М.: Московский лицей, 1993. 309 с.

8. Канделаки Т.Л. Значения терминов и системы значений научно-технических терминологий // Проблемы языка науки и техники: логические, лингвистические и историко-научные аспекты терминологии. М.: Наука, 1970. С. 3-39.

9. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

10. Лейчик В.М. Исходные понятия, основные положения, определения современного терминоведения и терминографии // Вестн. Харьков. политехн. ун-та. 1994. Т. 19. Вып. 1. С. 147-180.

11. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии : вопросы теории и методики. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 160 с.

12. Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки: На материале лингвистики. М.: Либроком, 2010. 146 с.

13. Словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. Т.1-4. М.: АН cССР. Ин-т русского языка, 1981-1984.

14. Тлехатук С.Р. Предметная область «Экономика»: когнитивно-семиотический аспект: дис. … д-ра филол. наук. Майкоп, 2017. 386 с.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова Т.Г. ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(4):186-192. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.23

For citation:


Borisova T.G. TERMINOLOGY OF THE «HIGHER EDUCATION» SUBJECT AREA: SPECIFICS OF CONCEPTUAL AND CATEGORICAL STRUCTURATION. Humanities and law research. 2021;(4):186-192. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.23

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)