ЯЗЫКОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИНОМИРИЯ КАК ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.22
Аннотация
Категория пространства, изначально относящаяся к области научного познания философии, стала предметом лингвистического исследования в XX в. После структурно-лингвистического поворота и гипотезы Сепира-Уорфа, что позволило расширить возможности филологического анализа художественного текста. Пространство тесно связано с осмыслением времени, поэтому до сих пор трактовка одной из данных категорий затруднительна без апелляции к другой. Существует множество подходов к определению пространства: через хронотоп, локативность, текстообразующие категории; исследователи понимают под пространством «специфическую систему знаков», «язык моделирования», пространственные метафоры. Поэтому актуальность работы видится в углублении исследований, затрагивающих художественное пространство.
В статье особое внимание уделяется типологиии пространства в художественных произведениях. Новизна работы состоит в попытке выделить и описать языковые особенности пространства иномирия, к которому активно обращались писатели и драматурги Серебряного века русской литературы. Это объясняется с тем, что субъективное (то есть создаваемое автором) пространство обладает собственной структурой, самостоятельностью, оно вырабатывается индивидуальным сознанием, которое, в свою очередь, является историческим сознанием с пространственно-временной концепцией эпохи, культуры. Стержнем творчества писателей начала XX века стала не жизнь действительная, а субъективные видения и переживания, за которыми символисты хотели распознать отблески незримого огня, сияние таинственных миров, смыслы, не переводимые на язык логики. Вещественное пространство перестает быть реальным, оно есть модель, имитация, представление существующего мира в отвлеченном понимании.
Иномирие, которое в словарях определяется как пространство, противопоставленное реальному, как пространство художественного текста обладает иными характеристиками: оно не обязательно относится к локусу фантастического или нереального, главная его черта – антитеза с пространством, в котором изначально находится герой, отличие от «реального» пространства набором не только внешних черт, но и состоянием героев, перемещаемых в него.
В работе представлены и описаны основные языковые единицы, при помощи которых пространство иномирия вербализуется в художественных текстах начала XX в.
Об авторе
Е. С. АстаховаРоссия
аспирант кафедры русского языка гуманитарного института
Ставрополь
Список литературы
1. Андреев Л.Н. Полн. собр. соч. и писем: Т. 6. В 23 т. М.: Наука, 2013. 760 с.
2. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – 2-е изд. М.: Флинта; Наука, 2004. 496 с.
3. Белый А. Символизм как миропонимание / cост., вступит. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.
4. Блок А.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Драматические произведения. М.: Терра Книжный клуб, 2009. 464 с.
5. Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана // Вопросы философии. 2002. №11. С. 149 – 164.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 1981. 461 с.
7. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 4. Лунные муравьи: Рассказы. Пьесы. М.: Русская книга, 2001. 528 с.
8. Гончарова-Грабовская С.Я. Русская драматургия конца XX века. Художественная литература как отражение национального и культурно-языкового развития. СПб.: Азбука, 2003. 378 с.
9. Горина А.В. Пространство и время как базовые категории художественного текста: на материале романа У. Голдинга «Свободное падение»: дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2009. 206 с.
10. Гумилёв Н.С. Сочинения: в 3-х т. Т. 2. Драмы. Рассказы / сост., подгот. текста, примеч. Р. Щербакова; подгот. Текста «Записок кавалериста», примеч. Е. Степанова. М.: Художественная литература, 1991. 478 с.
11. Добрушина H.P. Воздух: вещество или пространство, материя или дух // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С.221 – 228.
12. Дукор И. Проблемы драматургии символизма. Литературное наследство. Т. 27–28. М.: Журнально-газетное объединение, 1937. С.106 – 166.
13. Ермакова О.П. Пространственные метафоры в русском языке // Логический анализ языка. Языки пространств / Отъ. ред.: Н.Д. Арутюнова, ИБ. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С.289 – 298.
14. Кобозева И.М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С.152 – 163.
15. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произ¬ведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и аби¬туриентам. – 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2002. 112 с.
16. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С.84 – 92.
17. Кутырев В.А. Крик о небытии // Вопросы философии. № 2. 2007. С.66 – 79.
18. Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 1998. 433 с.
19. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.
20. Мурзак, И.И. Художественное время и пространство. Художественный образ // Введение в литературоведение / под ред. Крупчановой Л.М. М.: Оникс, 2005. С.258 – 274.
21. Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. Отв. ред.: Путилов Б.Н., Соколова В.К. М.: «Наука», 1972. 501 с.
22. Переверзев К.А. Пространства, ситуации, события, миры: К проблеме лингвистической онтологии // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. 422 с.
23. Прокофьева, В.Ю., Пыхтина, Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов института искусств по специальности 052700 библиотечно-информационная деятельность. Оренбург, 2006. 214 с.
24. Роднянская, И.В. Художественное время и художественное пространство // Лит. энцикл. Словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. С.487 – 489.
25. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1. В 2-х т. 783 с.
26. Рябцева Н.К. Размер и количество в языковой картине мира // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. 372 с.
27. Селиванов В.В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. / ред. Хваленская Е. Ленинград: Ленуприздат, 1988. 381 с.
28. Теория функциональной грамматики М.: Наука, 1996. 236 с.
29. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в мире мифопоэтического. Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 624 с.
30. Трегубчак А.В. Семантика сравнения и способы ее выражения: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 23 с.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. 1216 с.
32. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 454 с.
33. Федосеева Л.Н. Категория локативности в современном русском языке: дис. … д-ра филол. наук. Кемерово, 2013. 450 с.
34. Федулова У.М. Стилистические функции обращения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. №1 С.239 – 242.
35. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.
36. Шутая Н.К. Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX в. (на примере прозаических произведений A.c. Пушкина, Н.В. Гоголя и JI.H. Толстого) // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. 2005. № 5. С.64.
Рецензия
Для цитирования:
Астахова Е.С. ЯЗЫКОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИНОМИРИЯ КАК ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(4):175-185. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.22
For citation:
Astakhova E.S. LINGUISTIC UNDERSTANDING OF THE OTHERWORLD AS A SPACE IN A LITERARY TEXT. Humanities and law research. 2021;(4):175-185. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.4.22